МБДОУ детский сад №12 станица Каневская

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.Ю.Гузенко, воспитатель; Н. С. Бредихина, воспитатель

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников в наше время сталаактуальной.В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание, говорить правду является не обязательным, творить добро считается слабостью, а пожалеть расстроенного стыдно.Но жизнь настолько сложна, многогранна и изменчива, и в ней важно всегда оставаться человеком с большой буквы, иметь тот духовный стержень, который в разных ситуациях подскажет, как правильно поступить и поможет быть честным перед самим собой. Причиной такой ситуации является кризис ценностей в обществе, и изменять эту ситуацию необходимо в дошкольном возрасте.

Чтобы статьдуховно воспитанным человеком, прежде всего надо знать культуру своего  народа, которая  передается от поколения к поколению.

Одним из значимых видов духовной культуры выступает для дошкольника театральная деятельность.Это глубоко оптимистическое искусство, которому чуждо привнесение негативных состояний, настроений, сомнений и слабостей.

 Что видят наши дети сейчас? Во что играют? Что коллекционируют? К сожалению, на сегодняшний день театральное искусство теряет свои приоритеты под напором западной культуры, и нам важно постепенно возвращать национальную память и по-новому относится к традициям нашего народа.

Приобщение к традициям кубанского народа особо значимо в дошкольные годы. К сожалению, в практике работы с детьми, мы столкнулись с проблемой. Стало понятно, что стихийное проведение занятий, бесед с вновь набранными детьми, не принесли ожидаемого результата. Дети были разобщены, отсутствовало чувство коллективизма, не проявлялся интерес к театральной деятельности. Нам было необходимо сплотить детей, воспитать их духовный мир, увлечь их единой задачей. Через приобщение к театральному искусству, которое несет в себе яркие краски, бодрый ритм, оно воспитывает людей духовно богатыми. Путем проб, экспериментов, опытнической работы, подбором форм, методов нам удалось сплотить детей, обогатить их духовную культуру.

В нашем дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность занимает особое место где,ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.

Основная цель нашей работы: духовно-нравственное воспитание, развитие творческих способностей, эмоциональное раскрепощение детей и развитие личности ребенка посредством театрализованной деятельности.

Формировать опыт социальных навыков поведения, нам помогает театрализованная деятельность, где каждое литературное произведение или сказка, имеют социальную направленность. Следовательно,ребенок познает и выражаетсвое отношение к добру и злу. Любимые персонажи становятся образцами для подражания. Увлечение театром не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Сказка обеспечивает воспитанникам радостное «проживание» в детском коллективе и помогает установить доброжелательное отношения между детьми и педагогами.

Выступление со сцены в какой-нибудь роли очень важно для развития детей. Маленького человека охватывает трепет и волнение. Роль артиста чрезвычайно привлекательна. Это потому, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, возможность пофантазировать чрезвычайно привлекательна для ребенка. Истинным стимулом человеческой жизни  является завтрашняя радость. В своей работе с детьми мы стараемся эту радость организовать, как элемент каждодневной работы. В ожидании ее возбуждается интерес ко всему новому и неопознанному.

 Исходя из  этого положения, мы искали те элементы, из которых может быть построена эта радость, должны быть «цветовые пятна» в будничных днях. Организовывая  игры-драматизации,театральные этюды мы создаем этурадость  для детей, одновременно привлекаяинтерес к театрализованным играм. Это происходит в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей,драматизаций,  потешек,стихотворений,показа театральных постановок малышам. Детям нравится играть в театральном уголке. Поэтому, мы решили пополнить предметно-развивающую  среду: уголок театрализованной деятельности оснащен разнообразными видами театра: варежковый, теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок и др.; имеются разнообразные музыкальные инструменты для обыгрывания сказок, мультимедийные  презентации к театральным постановкам. В уголке много элементов костюмов персонажей сказок, атрибуты для театрализованных игр, маски. Изготовление и подбор атрибутов для игр-драматизаций, инсценированиесказок проходит совместно с детьми и родителями: изготовление элементов костюмов, кукол и игрушек для разных видов театров.

С большим интересом в самостоятельной игровой деятельности дети играют с перчаточными, настольными, пальчиковыми играми,при этом импровизируют, имитируют, создают образ сказочного героя.Незабываем о дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, об упражнениях на развитие жестов, мимики.

Специальный подбор народных игр, содержащих элементы, атрибуты народного творчества, повышает интерес к народному фольклору. Живой интерес у детей вызывает знакомство детей с кубанским костюмом. Дети наряжаются в него, входят в определенную роль, ведь костюм является средством духовного единения малыша с прадедами. Акцентируется внимание детей на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, как выглядит праздничный костюм казака.

С большим успехом у нас проходят народные праздники, которые пользуются унаших воспитанников неизменной любовью.

Детям нравиться приходить в празднично украшенный зал.  Дети и взрослые наряжаются в театральные костюмы. На праздники обязательно приглашаем родителей, которые всегда активно помогают в подготовке развлечений: поют, пляшут, играют вместе с ребятами, соревнуются. Дети с интересом встречают любимых сказочных героев. Хочетсяотметить творческую и профессиональную  работу воспитателей, их любовь к детям, отзывчивость и доброжелательность, их прекрасные артистические данные.

Кубанский праздник всегда хлебосольный. Там и удаль и размах, весёлые подвижные игры, пляски и хороводы. Во время их дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен кубанский народ, знакомятся с народными традициями, приобщаются к национальной культуре. Организовывая предпраздничные посиделки, мы знакомим детей с кубанскими промыслами (плетением из талаша, лепка из соленого теста,из глины при этом слушаем музыку и рассказываем  интересные истории, драматизируем народные потешки, заклички, песенки). Добровольность и собственный интерес создают эмоционально-насыщенный характер общения.  Так пришло убеждение, что будничные дни можно сделать праздничными, насыщенными радостью через знакомство с театральным и народно-прикладным искусством,что через театральное искусство можно духовно обогатить ребенка, у детей проявляются такие качества как самостоятельность, инициативность, доброта, мастеровитость, доброжелательное отношение к окружающим.

Таким образом, театрализованная деятельность - один из самых  доступных для детей видов искусства, позволяет решать актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольникову детей проявляются такие качества как самостоятельность,инициативность, доброта, доброжелательное отношение к окружающим, происходит  осмысление нравственных  ценностей.

Театральное искусство обладает способностью вносить в жизнь яркие краски, воспитывает людей духовно богатых, учит любить и ценить то, что признано народным. Жизнь наших воспитанников стала интересной и содержательной, наполненная яркими впечатлениями, интересными делами.

 

 

Список литературы:

1. Берлова А.Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. - М.,2008г.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002

3. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2004

4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…, М.,-2003

5. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания, - 2004

6. Панков В.И. Ваши помощники книги, М, - 1998

7. Рябкова И.В. Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки, М. - 2004

8. Щуркова Н.Е. Игровые методики, - 2001

9. Электронные ресурсы:

pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=42563

11 февраля 2016 в 10:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.