МБДОУ детский сад №12 станица Каневская

Инновационный проект по присвоению МБДОУ детскому саду №12 статуса "муниципальная инновационная площадка"

 Инновационный проект по присвоению статуса

«муниципальной инновационной площадки»

МБДОУ детский сад комбинированного вида №12.

 

Тема: «Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих повышения уровня речевого развития дошкольников»

Содержание:

 1. Краткая аннотация к проекту:

 а) цель, задачи;

 б) актуальность проекта;

 в) условия для реализации  коррекционно-образовательной задачи;

 2. Описание проекта:

а) пути  реализации инновационного проекта;

б) взаимосвязь социума и семьи в работе МБДОУ детского сада комбинированного вида №12;

  в) этапы реализации проекта.

  г) создание специальных условий для реализации

коррекционно- образовательной задачи;

  д) основные результаты, достижение которых предполагается проектом;

 3. Ресурсное обеспечение проекта:

а) участники проекта;

б) кадровый состав;

в) методическое оснащение и обновления МБДОУ детского сада комбинированного вида №12;

г) успешность воспитания ребенка в МБДОУ детского сада комбинированного вида №12;

 4.Финансово-экономическое обоснование проекта.

 

 5.Организация управления за реализацией проекта.

1. Краткая аннотация к проекту.

 

Цель проекта:  поиск новых форм, методов и технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми, как фактора развития речи.

Задачи:

-формировать модель «Речевого детского сада» на основе эффективного использования условий для разнообразных форм работы с детьми, максимально обеспечивающих речевое  развитие детей;

-проводить коррекционно-развивающую работу с детьми  посредством современных программ и инновационных технологий, способствующих реализации  социального заказа родителей.

Руководитель проекта: старший воспитатель и творческая группа МБДОУ детского сада комбинированного вида №12 (Зайцева Т.И.- воспитатель, Орехова В.И. –воспитатель, Паршина Л.Н. – воспитатель, Карпенко И.Н. – учитель-логопед, Беззуб Г.В.- воспитатель, Гавриленко Ю.А. – музыкальный руководитель).

Научно – методический руководитель – кандидат педагогических наук, преподаватель ГАОУ СПО ЛСПК  Краснодарского края – Великоднева Юлия Вячеславовна.

 Актуальность проекта:

Актуальность выбранной темы проекта обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной и сенсорной алалией, заиканием; увеличивается степень сложности речевого развития у детей, поступивших в детский сад.  В наше время мы наблюдаем повышение требований к начальному обучению, актуализацию целого ряда психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. На современном этапе можно констатировать и изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. МБДОУ детского сада комбинированного вида №12 должно подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым  развитием к получению образования в условиях массовых образовательных учреждений, обеспечить им успешную социализацию.

Решение этой задачи представляет определенные трудности, особенно по отношению к дошкольникам, имеющим общее недоразвитие речи (ОНР).

Известно, что полноценная речь ребёнка является непременным условием для его успешной социализации. С уровнем развития речи связана речевая готовность дошкольника к учебной деятельности. Речь является основным показателем сформированности познавательных процессов, детской психики, фактором успешного обучения, познания окружающего мира. По тому, как ребёнок говорит, как у него развита речь, мы можем судить не только о речевой среде, формирующей её, но и об общей развитости дошкольника, его психологической зрелости. Речь является показателем общей культуры ребёнка, его умственного, нравственного и эстетического развития.

 Поэтому  считаем, что современный педагог  должен обладать не только знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно и качественно оказывать помощь дошкольникам и родителям в реализации задач корригирующего обучения и воспитания, но и должен осуществлять поиск новых педагогических технологий, как предпосылок для эффективного обучения ребёнка в школе и успешной его социализации.

 На протяжении ряда лет педагоги МБДОУ детского сада комбинированного вида №12  включают в коррекционно-

образовательный процесс новые педагогические технологии, которые позволяют достигать более высоких результатов образовательной деятельности дошкольников.  Применение мультимедийных  презентации объясняется многочисленными преимуществами, к которым относятся:

информационная емкость, насыщенность содержания в отличие от остальных способов представления информации, компактность, а также доступность, мобильность.

Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников  являются дети с речевыми дефектами. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но целенаправленное развитие и коррекция речи  средствами логоритмических  занятий даёт значительную динамику в их формировании у детей, посещающих логопедические группы нашего детского сада.

Созданы специальные условия для реализации  коррекционно-образовательной задачи. Принимая во внимание специфичность МБДОУ детского сада комбинированного вида №12  в наличии групп компенсирующей направленности, в детском саду функционирует 4 группы логопедической направленности, логопедический пункт, группы кратковременного пребывания: «Особый ребенок», группа гибкого режима. Коррекционно-развивающую работу в ДОУ осуществляют: 5 учителей-логопедов, 1 педагог-психолог. В своей работе специалисты руководствуются программой Н.В.Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» и Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»,  а также авторскими разработками, педагогическими технологиями: коммуникативными технологиями.

Функционирование кабинетов специалистов, специальной коррекционной зоны в групповых  комнатах для проведения "коррекционного часа", релаксационного уголка - места, где ребенок может уединиться и отдохнуть и наполнение педагогического процесса современными коррекционно-развивающими методиками, новыми информационными технологиями, дидактическими пособиями, атрибутикой и игрушками  - все это способствует созданию условий для реализации коррекционно-образовательной работы. В методическом кабинете МБДОУ детского сада комбинированного вида №12 имеется методическая и детская художественная литература, наглядный материал, игрушки для проведения занятий по развитию речи.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем МБДОУ детского сада комбинированного вида №12 созданы неплохие психолого-педагогические условия для полноценного познавательно-речевого развития дошкольников.

2. Описание проекта.

На основании всего выше сказанного следует, что реализация проекта по изучению использования  условий для разнообразных форм работы с детьми, максимально обеспечивающих речевое  развитие детей способствует решению основных задач Концепции непрерывного образования и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Пути  реализации инновационного проекта:

- разработка и апробирование нормативно-правовой  документации МБДОУ детского сада комбинированного вида №12 в соответствии с ФГОС;

 - организация образовательного процесса, ориентированного на  поиск новых форм, методов и технологий в воспитательно-образовательной и логопедической  работе с детьми;

-разработки  психолого-педагогического мониторинга выпускников МБДОУ детского сада комбинированного вида №12 и личностных качеств дошкольников, представленных в ФГОС;

-построение методической работы в детском саду и система работы с родителями и социальными партнерами МБДОУ детского сада комбинированного вида №12 в соответствии с коррекционно-развивающими методиками.

Ни одно педагогическое воздействие не может быть полноценным, если в нем не будет задействована семья. Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Поэтому важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить оценивать своего ребенка, помочь ему в преодолении трудностей.

Анализ диагностических материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость оптимизировать организацию работы по выявлению отклонений в речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста. К сожалению, неговорящий полуторагодовалый-двухлетний ребенок, который приходит в детский сад, уже не удивляет воспитателей.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, использование педагогического потенциала специалистов МБДОУ детского сада комбинированного вида №12  и родителей.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного познавательно-речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно-речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через оформление информационного стенда для родителей  в приёмных группах.

Разработаны рекомендации для родителей по познавательно-речевому развитию детей, которые  оформлены в виде буклетов «Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье», «Создание предметной среды», методичек, папок-раскладушек, брошюрок.

Этапы реализации проекта.

1 этап.Сентябрь 2014 - сентябрь2015уч.год

2 этап.Сентябрь 2015 - сентябрь 2016 уч.год.

3 этап.Сентябрь 2016 - сентябрь 2017 уч.год.

Создание специальных условий для реализации  коррекционно- образовательной задачи.

Планируется:

- открытие дополнительной компенсирующей группы;

- учеба на курсах повышения квалификации;

- приобретение методической литературы и пособий;

- выпуск брошюр и книг;

- дополнительное материально-техническое оснащение.

Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:

 - создание  в МБДОУ детского сада комбинированного вида №12  локального образца  образовательного пространства деятельностного типа  модели  «Речевого детского сада»;

- повышение результативности образовательного процесса и создание условия для разнообразных форм работы с детьми, максимально обеспечивающих речевое  развитие детей, развития их личностных качеств и познавательных мотивов деятельности;

 - повышение  профессионального уровня  педагогов-участников исследования;

 - создание  условия для построения партнерских отношений между родителями и образовательными учреждениями при переходе к реализации ФГОС.

3.Ресурсное обеспечение проекта.

 

Участники проекта

Учитель-логопед родители дети воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 является звеном муниципальной системы образования станицы Каневской.

 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 12 – отдельно стоящее здание, расположено по адресу: ул. Зои Космодемьянской, 3. Участок ДОУ озеленен, оснащен игровыми площадками с верандами, необходимым игровым оборудованием. Имеется спортивная площадка, плескательный бассейн. В детском саду в целом  созданы  условия для развития ребёнка дошкольного возраста.

 Каждая  возрастная  группа имеет  отдельный участок, на котором размещены: веранда, песочницы, малые игровые и спортивные постройки.

Проведения физкультурных видов деятельности и спортивных праздников происходит  на уличной  оборудованной  спортивной  площадке. 

Для осуществления педагогического процесса, развития творческого потенциала педагогов, формирования психологического микроклимата, введение детей в социум создана предметно-развивающая среда, которая представлена:

- уголками и зонами, оснащёнными современным дидактическим материалом и пособиями, как игровой, так и разнообразной продуктивной направленности: музыкальной, театрализованной, физкультурно-оздоровительной, трудовой, что способствует ознакомлению детей с явлениями и предметами природы,  окружающей жизни, развитию их речи, формированию поведенческих навыков и общению. Дети  имеют свободный доступ к игровому, спортивному оборудованию, к средствам для свободной изобразительной деятельности. При  планировании и осуществлении образовательного процесса в ДОУ реализуется принцип интеграции различных видов деятельности на основе тесного взаимодействия специалистов и воспитателей.

 Всего в детском саду 15 групп, 11 из которых – общеразвивающие, 4 – компенсирующие. Эти 4 группы созданы не случайно. Сейчас, в наше время много детей, имеющих проблемы в речи, поэтому мы из общеразвивающих  комплектуем компенсирующие, те логопедические группы.

Кадровый состав МБДОУ детского сада комбинированного вида №12.

Воспитательно - образовательный процесс в МБДОУ детского сада комбинированного вида №12 осуществляют 35  педагогов. Из них 71 % (25 чел.) с высшим образованием, 29%  (10 чел.) со средним-специальным образованием.

Кроме педагогов в  МБДОУ детского сада комбинированного вида №12 работают специалисты: 1 психолог, 5 учителей-логопедов, 1инструктор по физической культуре, 1 инструктор по физической культуре (плавание),2 музыкального руководителя, 1педагог дополнительного образования.

Нормативная база деятельности учреждения.

 

Содержание образовательной деятельности МБДОУ детского сада комбинированного вида №12 определяется основной общеобразовательной программой ДОУ, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которой отражены, как приоритетные направления, так и программно-методическое обеспечение  воспитательно-образовательного процесса. 

В настоящее время дошкольное  учреждение за основание нормативной базы использует примерную  общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е.Вераксы; Т.С. Комаровой, М.А. Группы логопедического направления дополнительно используют в своей работе примерную программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи  Н.В.Нищевой.,  для детей с ФФН – программу Филичевой, Чиркиной.

Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса способствует реализации, как стандартного дошкольного образования, так и дополнительного образования. 

4.Финансово-экономическое обоснование проекта.

Источником финансирования деятельности проекта являются:

1) поступления из регионального бюджета - 79000 руб.

2) поступления из муниципального бюджета – 20000 руб.

Итого: 99000 руб.

5.Организация управления за реализацией проекта.

Функцию общей координации реализации проекта выполняет творческая группа образовательного учреждения. Информация о ходе реализации проекта представляется на педсовете детского сада, на сайте детского сада. Координацию и контроль за выполнением проекта администрация МБДОУ детского сада комбинированного вида №12 оставляет за собой. Ежегодно подводятся итоги выполнения проекта на заседании итогового педагогического Совета. Внешняя экспертиза осуществляется Советом развития районной образовательной системы. Результаты контроля будут представляться ежегодно в РИМЦ, а также на сайте МБДОУ детского сада комбинированного вида №12.

20 октября 2015 в 11:55

Прикреплённые файлы:

Документ: Инновационный проект по присвоению МБДОУ детскому саду №12 статуса "муниципальная инновационная площадка"

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-proekta-inovacionogo-proekta-dou12_4ed0k.pptx

Это официальный файл организации «МБДОУ детский сад №12 станица Каневская», в нём содержится Инновационный проект по присвоению МБДОУ детскому саду №12 статуса "муниципальная инновационная площадка".

Размер файла: 1,26 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.